Внимание в новом логотипе акцентировано на имени собственном — Смольный. Фактически это сокращение уже давно используется и в неформальных коммуникациях, и в веб-адресе Института. Ресурсом обеспечения выразительности и уникальности стала нарочитая «неправильность», которая вызвана внедрением в структуру латинского названия кириллической графемы «Ь», уникальной для русского алфавита. Только «мягкий знак» и «твердый знак» не имеют самостоятельного фонотипа в русском языке.
Присутствие «лишней» буквы преодолевает рефлексивное «спотыкание» в транслите. Этот прием указывает на феномен «трудностей перевода», феномен наличия разных языков, картин мира и культур. Тем самым он подчеркивает миссию Смольного института как совместного проекта российского и американского вузов, направленного на создание подлинно интернациональной образовательной среды.
Также в рамках работ по дизайну фирстиля был разработан дизайн сайта